Старинные куклы - 2. Королева с конвейера, или Как немцы побили французов?

В течение нескольких десятилетий XIX века безраздельной владычицей на мировом кукольном рынке была Франция. Первоначально куклы изображали взрослых людей — в основном нарядных дам. В середине столетия европейцам впервые предложили куклу-ребёнка, которая очень быстро завоевала популярность у маленьких потребителей. Настоящий фурор произвела модель «Бебе» французской фирмы «Жюмо».

«Бебе» от французской фирмы «Жюмо»
Фото: Источник

Но вот что любопытно: современные исследователи называют подлинными авторами куклы-ребенка не французов, а японцев. В 1851 году на международной выставке в Лондоне была показана японская кукла-ребенок с фарфоровой головой и сгибающимся руками и ногами, что и послужило толчком для радикальных перемен в европейской кукольной индустрии.

Французские куклы конца XIX века слывут настоящими шедеврами, но они были по карману немногим. Тут-то практичные немцы и увидели свой шанс. Их куклы уступали французским по качеству, однако стоили гораздо дешевле. Тем более что немецкие кукольники в конце позапрошлого столетия поступали так же, как сейчас поступают ловкие китайцы: они копировали наиболее удачные французские модели и выбрасывали их на рынок под видом французской же продукции.

Французская кукла
Фото: Источник

В 1890 году был принят закон, обязывающий коммерсантов указывать на упаковке страну-изготовителя. Если бы все его соблюдали, современным коллекционерам не пришлось бы ломать головы над происхождением своих дорогостоящих приобретений. Но и после 1890 года в Германии продолжался выпуск псевдофранцузских кукол — иные подделки так искусны, что распознает их только специалист.

Одним из тех, кто неукоснительно следовал новому закону, был Арман Марсель, крупнейший и известнейший немецкий кукольный фабрикант. В конце концов, у него и так было французское имя, причем не присвоенное, а полученное от папы с мамой.

Французская кукла
Фото: Источник

Родился Арман в Петербурге в семье выходцев из Франции. Его отец служил архитектором при Николае I, а после смерти работодателя перевез семью в Тюрингию, которая как раз и стала центром немецкой кукольной промышленности. Здесь в 1884 году молодой Марсель купил игрушечную мастерскую, тем самым заложив основы будущего масштабного производства.

В период расцвета фирмы предприятия Армана Марселя выпускали до тысячи кукольных голов в день — не только для собственных нужд, но и по заказу других производителей. Часть продукции поставлялась за океан. Специально для американского рынка была разработана модель «Королева Луиза».

Французская кукла
Фото: Источник

Не все серии знаменитого производителя имеют собственные имена. Некоторые классифицируются по году выпуска или номеру отливки. Самой массовой была отливка № 390 — эту модель Арман Марсель выпускал около двадцати лет, заполнив рынок недорогими изделиями из фарфора сравнительно низкого качества с лицами, разрисованными торопливо и грубовато. Но в этой же 390-й серии малыми партиями выходили дорогие элитные куклы — их можно узнать по более светлым, тщательно расписанным лицам.

Борясь за симпатии детей и кошельки их родителей, кукольники всё время придумывали что-нибудь новенькое. Игрушечные человечки учились моргать, двигаться. Из магазинных витрин смотрели куклы-барышни, куклы-малыши, куклы-младенцы. Небольшими тиражами выпускались этнические куклы, изображающие африканцев и азиатов, — их сейчас очень ценят коллекционеры.

Большая кукла - отливка № 390 от Армана Марселя
Фото: Источник

Настоящим прорывом стали куклы «с характером». Их фарфоровые лица выражали определенные эмоциональные состояния: смеялись, плакали, представали лукавыми, грустными, наивными, озорными, сердитыми, испуганными, недовольными. Но дети приняли новинку без восторга. Трудно играть куклой, которая все время хмурится или смотрит на тебя с нахальной ухмылкой в тот момент, когда ей полагается кушать кашку, лить слезы или танцевать на балу. В ходе игры куклы должны делать все — засыпать, просыпаться, веселиться, горевать… Они должны уметь меняться.

Трёхликая кукла-младенец
Фото: Источник

Своеобразным выходом из положения стали трёхликие куклы-младенцы. Тела их были мягкими, плечи твёрдыми, головы прикрывал чепчик, под который и прятались «ненужные» в данный момент лица. Поворачивая специальный рычажок на макушке, можно было заставить куклу попеременно спать, плакать и смеяться. Известно, что подобные куклы выпускались ещё в конце 60-х годов XX века.

Трёхликая кукла-младенец
Фото: Источник

История становления промышленного производства в той или иной отрасли — это история человеческой мысли, которая тернистым и извилистым путём стремится к совершенству, порой ошибаясь, сворачивая на тупиковую тропу, но не останавливаясь ни на миг. А история кукольного производства стала ещё и путём взрослого человечества к пониманию маленького человека — ребёнка с его желаниями, эмоциональными потребностями и особым самобытным миром, в котором куклы так похожи на людей.


Что еще почитать по теме?

BJD — «живые» куклы?
Куклы Муклы. Кто они?
Как изготовить куклу-оберег?

Read Full Article