29.09.2016
К движению, продолжающему набирать популярность в социальных сетях, отношение у общественности весьма неоднозначное. На одну последовательницу бодипозитива (зачастую блогера весомых достоинств) непременно найдется как минимум пять-десять «доброжелателей», жаждущих рассказать девушке, как же она не права, публикуя свои фото в бикини размера не XXS, и дать пару-тройку непрошеных советов про здоровье. Но активистки (заметим, справедливости ради, что среди них есть и весьма стройные особы) не сдаются и продолжают нести идеи любви к себе в массы. То, что в западной прессе порой сравнивают бодипозитив с коммунизмом (читайте — с утопией, которая никогда не наступит), их не останавливает.
  • Чарли Говард
    Чарли Говард

    Год назад от сотрудничества с 23-летней Чарли Говард отказалось модельное агентство из-за того, что она, по мнению его представителей, была «слишком толстой». Девушка была возмущена такой формулировкой (надо отметить, что Чарли носит одежду европейского 34 или российского 40 размера, а обхват ее талии едва ли превышает 63 см) и написала открытое письмо на Facebook. Модель подчеркнула, что красота не измеряется цифрами и другими показателями. И дизайнеры, которые шьют одежду на худых, только вызывают у молодых девушек комплексы, а также пищевые расстройства и проблемы, связанными с принятием собственного тела. Сегодня модель часто выступает с манифестами и статьями, в которых критикует fashion-индустрию


Чтобы разобраться, чего стоит ждать от бодипозитива (или, если угодно, бодипозитивизма), который немыслим без хэштега #effyourbeautystandards, мы обратились за помощью к экспертам, которые в силу своей профессиональной деятельности постоянно сталкиваются с проблемами как избыточного веса, так и избыточного чувства вины за свою несовершенную внешность. Любопытно, что в их ответах на вопросы прослеживалась одна явная тенденция — мужчины говорили про бодипозитивизм в контексте общества, а женщины больше задумывались о его влиянии на отдельную взятую личность.

Cui prodest, или кому это выгодно

«Бодипозитив — это пропагандистская история для продвижения огромного рынка товаров для полных. На этот рынок работают и все так называемые модели plus-size. Они зарабатывают бешеные бабки. Но в реальной-то жизни таскать на себе лишний вес — элементарно неудобно. Как-то общался я на одном московском мероприятии с моделями этими и не увидел в них искреннего принятия себя», — делится своим мнением Василий Смольный, основатель проекта «Бешеная сушка» и автор книги «ПП для ТП», победители которого получают призы за борьбу с жиром. 

Виктор Пономаренко, ведущий программы «Перезагрузка» на ТНТ, где героини за время съемок преображаются не только внешне, уверен, что у бодипозитива абсолютно другая задача. «Бодипозитив — это, прежде всего, попытка поднять волну общественного протеста против агрессивного маркетинга индустрии красоты. Действительно, многих здравомыслящих людей возмущает беспардонное вмешательство «бьюти-идеологов» в нашу внешнюю, публичную, и внутреннюю, интимную, жизнь. Вводя и распространяя «стандарты красоты», эта вездесущая и крайне активная отрасль бизнеса берется определять победителей и проигравших, перспективных и безнадежных. На самом деле, она лишь заставляет людей раскошеливаться на каждом шагу. Остальное – игра, приправленная наукообразием, — считает психолог. — Разговор идет о столкновении образов мысли или, как сказали бы философы, о конфликте мировоззренческих парадигм.

«Бьютисты» настаивают на необходимости всю жизнь бороться с природой и побеждать ее, используя разнообразные средства — от мазей и кремов до лазерного скальпеля. «Бодипозитивисты» призывают жить в гармонии со своей генетикой и каждодневным острым желанием есть и спать».

Тело в дело


«Бодипозитивизм — это не борьба феминисток за право не брить подмышки, как принято думать. Это, в первую очередь, лечебная инъекция для общества, в котором отношение к телу основано на стыде. Идея, что женское тело само по себе нехорошо и требует усилий по усовершенствованию его — лишению волос эпиляцией, коррекцией недостатков макияжем и одеждой, изменению запахов духами и дезодорантами, изменением его естественного, генетически запрограммированного веса на тот, который является приемлемым для других — не имеет отношения к красоте, это история о стыде.

Зачем нам внушают телесный стыд? Человеком, снедаемым стыдом, легче всего управлять.

Его энергия, усилия, мысли будут в первую очередь направлены на попытки исправить собственную «нетаковость» или хотя бы замаскировать ее, а не на мир вокруг себя», — уверена Светлана Бронникова, психолог и психотерапевт с многолетним стажем избавления людей от лишнего веса, автор бестселлера «Интуитивное питание. Как перестать беспокоиться о еде и похудеть».


«Как велнес-коуч я вижу в этом движении очень правильный психологический подтекст: перестать играть в чьи-то игры, отказаться от склонности к суждениям и оценкам, растоптать свои страхи, предательские мысли о том, что я должен быть лучше кого-то. Ведь все это препятствия на пути к счастливой жизни. 

Мы ошибаемся, пытаясь меняться и подстраиваться под чужие вкусы понравившегося мужчины, под мнение окружающих, под модные тенденции, под друзей, подруг и родителей. Мы худеем, полнеем, носим неудобную одежду, покупаем косметику и духи, которые на самом деле нам не очень-то нравятся, даже ложимся под нож пластического хирурга, чтобы соответствовать не себе, а чьим-то чужим эталонам.

Да, трудно отказаться от стереотипов, заставить полюбить себя, принять таким, каким ты являешься на самом деле. Нас с детства приучали заботиться о других, быть идеальной женой, быть хорошей матерью, соответствовать ожиданиям. Но не научили любить себя и соответствовать лишь собственным устремлениям и целям», — развивает мысль Юлианна Плискина, эксперт по здоровому питанию, автор книги «Мифоеды».

«Если рассматривать бодипозитив как способ принятия себя, то он хорош лишь с терапевтической точки зрения: чтобы своими комплексами себя до суицида не довести», — в своей излюбленной хлесткой манере подводит итог Василий Смольный.

Лень VS выход из «зоны конфликта»


«Бодипозитивизм основывается на идее принятия, на мысли, что такие, какие мы есть, мы уже достаточно хороши. Эта мысль вызывает много тревоги и возмущения, поскольку считается, что принятие равно смирению, но это не так.

Принятие выводит тело из «зоны конфликта», но не отменяет развития или улучшения, напротив, только приняв, я могу начать меняться.

Не маскировать бесконечно свое ужасное тело с помощью современных средств пластической хирургии и косметологии и достижений модных дизайнеров, а взвесить, что дает мне именно такое тело, каковы его действительные, не вымышленные, достоинства и недостатки, почему мне может быть необходимо изменить его, или оставить все как есть», — уверена Светлана Бронникова.

С ней готов поспорить Василий Смольный, уверенный, что для ленивых людей «бодипозитив — отмазка, чтобы толстеть без чувства вины».

«Если тебе лень и ты не желаешь себя ни в чем ограничивать, то признайся в этом, а не прикрывайся удобной идеей», — призывает Смольный.

В бодипозитиве, несмотря на все его психологические бонусы, видит «лень и халатное отношение к собственному здоровью» и Юлианна Плискина. «Нет никаких стандартов роста, веса, правильной или неправильной фигуры, имеется только один критерий, которому все мы должны следовать — это медицинские показатели. Нет ничего более естественного для человека, чем стремиться к здоровью, именно оно — главный залог долгой, счастливой и естественной жизни. Так, например, ваш идеальный вес, при котором полноценно и бесперебойно функционируют все органы и системы, зависит не от вашего роста, не от того, что пишут в гламурных журналах, а от совокупности факторов: роста, конституции, толщины кости, скорости обмена веществ, здоровья вашего сердца и сосудов, от вашей активности и возбудимости нервной системы».


«В концепции бодипозитива мне остается непонятно только одно — зачем стремиться к естественности, которая покрывает дряблые мышцы толстым слоем подкожного жира, провоцирует заболевания, ведет к нарушениям во всех системах организма и снижает продолжительность жизни?» — спрашивает эксперт по здоровому питанию.